Главная » Статьи » консультации и мастер-классы для педагогов

Круглый стол для воспитателей. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Круглый стол для воспитателей.

«Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Цель круглого стола - выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

  1. Рассмотрение разных направлений патриотического воспитания в детском саду.
  2. Обогащение представлений о формах работы педагогов дошкольного учреждения по данному разделу дошкольной программы с отражением практического опыта участников круглого стола.
  3. Обмен опытом педагогов ДОУ по реализации годовой задачи - Система работы с детьми по патриотическому воспитанию в процессе реализации рабочей программы «Дончата».

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (постановка проблемы, определение и обсуждение основополагающих понятий).

2. Дискуссионная часть (разминка, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

1. Вводная часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, это не так страшно в дошкольном возрасте, они еще растут, но упускать это время нельзя. В каждом дошкольном учреждении тема патриотизма является значимой и востребованной, оно взаимосвязано с духовно-нравственным воспитанием, без которого нельзя воспитать гармонично развитого ребенка как личность.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано и сказано великими учеными - педагогами немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При этом нужно учитывать, что формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

И сегодня на нашем круглом столе я предлагаю обсудить проблему - какие формы патриотического воспитания наиболее доступны и значимы, а значит, востребованы в детском саду?

2. Дискуссионная часть:

• А начать я предлагаю с разминки - ответьте, пожалуйста, на вопросы патриотической тематики:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6. Дата основания города Волгодонск? (27 июля 1950 года)

7. Официальная дата основания донского казачества? (3 января 1570 года)

8. Перечислите музеи нашего города.

Обсуждение в группах:

  • Патриотизм, гражданственность (работа в подгруппах -3-4 мин, затем от каждой команды дается определение и объяснение выбранных понятий. (Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Гражда́нство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление).
  • Давайте вспомним основные темы и понятия патриотического воспитания в детском саду, например: семья, детский сад, «малая» Родина, Россия, армия, народное творчество, народные промыслы, народные праздники.
  • Назовите, пожалуйста, на какие четыре направления можно разделить любой раздел образования, в том числе и патриотическое воспитание (работа с детьми, работа с родителями, методическое сопровождение или работа с педагогами, и работа с социумом).

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, области, стран.

  • Предлагаю объединиться в микрогруппы и, обсудив, выбрать формы работы с данным контингентом участников, а затем назвать наиболее приемлемый с вашей точки зрения вариант.

Микрогруппы называют формы работы - с детьми, родителями, педагогами, социумом - выбор наиболее приемлемых (Во время ответов участников можно использовать такие вопросы: Можете ли вы привести пример из практики? Какая форма наиболее близка вам? Какие образовательные области можно задействовать при проведении данной формы).

  • Для педагогов значимым является развитие ребенка. Давайте попробуем определить личностные качества, которые можно развить в процессе патриотического воспитания?

Итак, мы с вами определили, что патриотическое воспитание основано на понятиях - патриотизм и гражданственность. Используя разные формы работы в интеграции всех направлений - работа с детьми, с родителями, педагогами и социумом, мы можем развить в дошкольнике такие качества, как…

3. Заключительная часть (рефлексия)

Мы сегодня обсудили интересные темы о патриотическом воспитании дошкольников, надеюсь, вам было интересно. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями (передавая солнышко).

Предлагаю начать словами: Я сегодня узнала, или Мне было интересно…

Начинает ведущий.

И в заключении, мне бы хотелось напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

Категория: консультации и мастер-классы для педагогов | Добавил: евгения (02.11.2019)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar